Включение в контракт условия о признании контракта расторгнутым в одностороннем порядке, если поставщик просрочил на

Включение в контракт условия о признании контракта расторгнутым в одностороннем порядке, если поставщик просрочил на

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

11 апреля 2019 г.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

Порядок расторжения контракта поставщиком без суда

Итак, контракт проверили и нашли там право на односторонний отказ, заказчик не исполняет своих обязательств по оплате или выборке товара уже несколько раз. Теперь необходимо правильно и в соответствии с законом оформить расторжение контракта.

  1. Решение поставщика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту – так правильно должен называться документ, который следует направить заказчику, если вы решили завершить с ним правовые отношения.
  2. Указанное решение, подписанное руководителем компании или иным уполномоченным на это лицом, нужно направить государственному заказчику не позднее 3 рабочих дней. Как правильно направить решение? Во-первых, посмотрите в контракте официальный адрес государственного заказчика, по данному адресу необходимо направить решение. Если есть в контракте ссылка на электронный адрес заказчика или вы вели переписку по определенному электронному адресу с представителем заказчика, то также можно направить решение в электронном виде по указанным адресам электронной почты. Закон выделяет следующие способы доставки решения:
    — заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресу из контракта – обязательно;
    — телеграммой, факсом, по электронной почте или иными способами, которые позволят зафиксировать факт доставки решения представителю заказчика – дополнительно.Только подобные действия могут свидетельствовать о том, что поставщик добросовестно выполнил свои обязательства по уведомлению заказчика о расторжении контракта. Дата надлежащего уведомления – дата получения поставщиком документа-подтверждения вручения заказчику решения об одностороннем отказе.
  1. С указанной выше даты, когда поставщик получил бумагу о вручении заказчику решения, необходимо отсчитать 10 дней, и после этого срока решение вступает в силу, контракт признается расторгнутым. Так, например, поставщик направил заказчику заказное письмо с решением об одностороннем отказе от контракта 01 ноября 2018 года. А 15 ноября 2018 года поставщику вернулось уведомление о вручении заказчику письма. Вот с 15 ноября мы и начинаем отсчет 10 дней. Таким образом, 26 ноября 2018 года решение вступает в силу и контракт с этого дня расторгнут.

Обратите внимание! Поставщик должен будет отменить свое решение, если заказчик до момента вступления в силу решения сможет устранить нарушения условий контракта, которые и послужили основанием для принятия такого решения.

Существенным нарушением обязательств со стороны заказчика может быть отказ от оплаты поставленного товара. Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) отмечено, что из буквального толкования текста правовой нормы не следует, что в случае несвоевременной оплаты покупателем переданного в соответствии с договором купли-продажи товара продавец не имеет права требовать расторжения такого договора на основании подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ. В такой ситуации поставщик может потребовать вернуть поставленный товар, как неосновательное обогащение, на основании статей 1102 и 1104 Гражданского кодекса РФ или оплатить поставленный товар.

Правовые основания для расторжения контракта стороной заказчика

В соответствии с п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В рамках контрактов, заключаемых по итогам проведения торгов по Закону о контрактной системе, чаще всего устанавливаются следующие основания для расторжения контракта в одностороннем порядке:

  • выполнение работ ненадлежащего качества, если недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
  • неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков и объемов выполнения работ, предусмотренных контрактом, включая график выполнения работ (календарный план);
  • подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, или нарушает график выполнения работ, предусмотренный контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный срок;
  • если отступления в выполнении работ от условия контракта или иные результаты выполненных работ в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
  • в случае, если по результатам экспертизы выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта;
  • если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам данной закупки, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем по результатам проведения данной закупки;
  • в случае если подрядчик отказывается от согласования новых условий контракта при наступлении обстоятельств, установленных законодательством или контрактом.

Теперь позиция суда с сводится к тому, что из положений норм Закона № 44-ФЗ следует , что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта нужно разместить в ЕИС и направить контрагенту наиболее оперативным способом (заказным письмом, курьерской службой, электронной почтой, телеграммой, факсом или нарочным способом).

Шаг № 3. Уведомляем поставщика о решении

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, что надлежащим уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке по 44 ФЗ считается, если сделали 3 действия:

  1. Опубликовали электронную версию решения в ЕИС. Для этого есть специальный реестр дополнительной информации о закупках, госконтрактах.
  2. Отправили решение заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в госконтракте.
  3. Отправили решение любым из способов: телеграммой, по факсу, на электронный адрес, другим способом, который позволяет зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

Сделайте это в течение трех рабочих дней с даты, когда решили расторгнуть госконтракт. Если этого не сделаете, рискуете получить штраф по ч. 3 ст. 7.30 за неразмещение необходимой информации в ЕИС. Для должностного лица санкция — до 50 000 руб., а на юрлицо — до 500 000 руб.

Если проводили экспертизу и привлекали сторонних экспертов или экспертные организации, то расторгайте госконтракт при условии, что экспертиза подтвердила существенный характер нарушений. Это указано в ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ.

Включение в контракт условия о признании контракта расторгнутым в одностороннем порядке, если поставщик просрочил на

Практические вопросы одностороннего отказа. Включение в РНП.

Процедура одностороннего отказа в сфере закупок появилась после вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Ранее контракт возможно было расторгнуть только по соглашению сторон или по решению суда, что не совсем соответствовало нормам гражданского законодательства.

Данный пробел был исправлен, и сейчас возможность одностороннего расторжения контрактов предусматривается частями 8 и 9 статьи 95 Закона №44-ФЗ, согласно которым расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В настоящей статье хотелось бы рассмотреть наиболее актуальные вопросы, возникающие на практике по данной тематике.

1. Нужно ли в контракте перечислять основания для одностороннего отказа, предусмотренные ГК РФ?

Нет, достаточно указать в контракте право на односторонний отказ.

В рекомендациях, содержащихся в совместном письме Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 говорится, что в случае установления в проекте контракта права на односторонний отказ, в проект контракта рекомендуется включить перечень случаев, являющихся основанием для такого отказа от исполнения контракта, предусмотренных ГК РФ.

Однако, Верховный Суд РФ разъяснил, что отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на односторонний отказ (п. 14 “Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 (далее – Обзор от 28.06.2017)).

Напомним, что случаи, при которых заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе, также определены в ч.15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В частности, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Вправе ли стороны конкретизировать существенные нарушения обязательства, которые повлекут за собой одностороннее расторжение контракта?

Да, такая конкретизация правомерна.

Верховный Суд в п.15 Обзора от 28.06.2017 разъяснил, что стороны контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта (например, предусмотреть право заказчика на односторонний отказ при просрочке передачи результата работ подрядчиком более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусматривается общими нормами ГК РФ).

При этом суд отметил, что срок для возникновения права на односторонний отказ в данном случае является разумным и не прикрывает фактически увеличение общего срока выполнения работ.

3. Какова процедура одностороннего расторжения контракта заказчиком?

Процедура регламентируется статьей 95 Закона №44-ФЗ.

Рекомендуется следующий алгоритм:

1) принятие заказчиком решения об одностороннем отказе по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ч. 9 ст. 95 Закона);

2) размещение в ЕИС решения заказчика об одностороннем отказе не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения (ч. 12 ст. 95 Закона);

3) направление решения об одностороннем отказе поставщику (подрядчику, исполнителю) не менее чем двумя способами (ч. 12 ст. 95 Закона):

ü по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также:

ü по адресу электронной почты;

ü с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления.

4) вступление в силу решения заказчика об одностороннем отказе через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе (ч.13 ст. 95 Закона);

Читайте также:  Список 1 и 2 льготных профессий для досрочной пенсии в 2020

5) отмена не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в случае, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе устранено нарушение условий контракта, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы (ч. 14 ст. 95 Закона). Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу.

4. Что делать, если 10 дней на устранение недостатков истекают в выходной день?

Считать датой окончания срока ближайший следующий за выходным рабочий день.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе вступает в силу через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе.

ФАС России в письме от 14.03.2018 №РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъясняет, что при исчислении сроков следует руководствоваться ГК РФ и, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, при истечении 10-дневного срока в выходной день датой окончания такого срока будет ближайший следующий за выходным рабочий день.

5. Какая ответственность предусматривается при нарушении заказчиком порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа?

Предусматривается административная ответственность заказчика по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа: штраф на должностных лиц в размере 50 000 рублей; на юридических лиц – 200 000 рублей.

6. Каким способом, кроме электронного аукциона, можно провести закупку, при направлении одностороннего отказа победителю?

Можно провести запрос предложений, запрос предложений в электронной форме.

Согласно ч. 17 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом, заказчик вправе осуществить закупку по расторгнутому контракту в соответствии с положениями п. 6 ч. 2 ст.83 , п. 2 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ (запросом предложений, запросом предложений в электронной форме).

При этом если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены, цена заключаемого контракта также должна быть уменьшена пропорционально.

7. Можно ли заключить контракт со вторым участником закупки в случае направления заказчиком одностороннего отказа победителю?

Да, можно, если антимонопольным органом принято решение о включении информации о поставщике, с которым расторгнут контракт, в РНП.

Согласно ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 95 Закона 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя (со вторым участником закупки). При этом заключение контракта со вторым участником допускается в случае, если в связи с таким расторжением антимонопольным органом в соответствии с ч. 7 ст.104 Закона № 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

8. В каких случаях поставщики (подрядчики, исполнители) включаются в РНП?

Такие случаи предусматриваются ч. 2 ст. 104 Закона 44-ФЗ.

Согласно положениям указанной статьи, в РНП включается информация:

ü об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов,

ü о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением условий контрактов.

9. Где можно увидеть поставщиков, включенных в РНП? Кто ведет Реестр недобросовестных поставщиков?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это федеральный информационный ресурс, который находится в открытом доступе на сайте в сети «Интернет»: http://zakupki.gov.ru/.

В соответствии с пунктом 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, ведение РНП осуществляется ФАС России.

Согласно Приказу ФАС России от 27.08.2007 N 267 о ведении РНП, комиссии территориальных органов ФАС России по контролю в сфере закупок осуществляют рассмотрение информации и документов о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.

10. Какая информация включается в РНП?

Перечень информации содержится в ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ.

В РНП включается информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН налогоплательщика или для иностранного лица аналог ИНН;

2) наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица аналог ИНН (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в ч. 2 ст.104 Закона № 44-ФЗ;

Пункт 2 части 3 статьи 104 Закона признан частично не соответствующим Конституции РФ ( Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2020 N 16-П ) в части включения в РНП информации о физических лицах – учредителях юридического лица, которые не являются его участниками к моменту заключения и исполнения контракта.

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

5) идентификационный код закупки;

6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

7) дата внесения указанной информации в РНП.

11. В какие сроки антимонопольные органы включают организацию в РНП?

Срок должен составлять 8 рабочих дней со дня поступления информации в контролирующий орган от заказчика.

В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ антимонопольный орган в течение 5 рабочих дней с даты поступления необходимых документов и информации от заказчика проводит проверку и включает информацию в РНП в течение 3 рабочих дней.

Отметим, что на практике эти сроки не всегда соблюдаются.

12. Если ФАС отказывает во внесении исполнителя в РНП, это означает, что односторонний отказ об исполнении контракта в одностороннем порядке неправомерен?

Односторонний отказ заказчика не во всех случаях влечет включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП.

Решение о включении в РНП принимается комиссией по контролю в сфере закупок ФАС России или территориального антимонопольного органа по результатам рассмотрения информации и документов о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), направленной заказчиком (статья104 Закона № 44-ФЗ).

Как следует из раздела III письма Федеральной антимонопольной службы от 28.03.2014 N ИА/11604/14, при рассмотрении вопроса о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков должна быть осуществлена проверка правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Как указано в письме, основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:

– неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

– ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

– установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;

– установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.

В случае подтверждения указанных сведений уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Обращаем ваше внимание.

Решение антимонопольного органа о включении или невключении поставщика (исполнителя, подрядчика) в РНП не отменяет решение заказчика об одностороннем отказе.

В настоящее время оспорить односторонний отказ заказчика и признать его незаконным возможно только в судебном порядке.

Автор: Генеральный директор ООО «Фортис Консалт» Елена Миклашевская

7) дата внесения указанной информации в РНП.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.

Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п. 26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика. Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

  1. 1) Оспаривание отказа по причине ненадлежащего качества товара/оказанной услуги/выполненной работы

Например, если Заказчик принял решение об одностороннем отказе по причине ненадлежащего качества поставленного товара, а Поставщик уверен в надлежащем качестве товара, отстоять свою позицию поставщику поможет экспертиза. Если Заказчик не проводил экспертное исследование, поставщик может запросить его проведение. Если экспертиза проводилась, но не подтвердила нарушение условий контракта, Поставщик сможет сослаться в суде на результаты исследования. В соответствии с частью 11 статьи 95 ФЗ № 44, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа.

Стоит отметить, что Подрядчикам удается в судебном порядке доказать неправомерность одностороннего отказа Заказчика, ссылаясь на отсутствие экспертизы:
Решение по делу № А24-3035/2015 Арбитражного суда Камчатского края.
Суд признал односторонний отказ от исполнения контракта как одностороннюю сделку, недействительным, поскольку ответчик не доказал факт нарушения Подрядчиком условий контракта.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой:
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2015 N Ф07-3118/2015 по делу N А05-4534/2015
Заказчик заключил с Исполнителем муниципальный контракт на приобретение объектов недвижимости. В процессе исполнения контракта Исполнитель был признан банкротом. Учитывая указанное обстоятельство, Заказчик пришел к выводу о том, что Исполнитель перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам закупки, и установленным в документации о закупке. Заказчик ссылался на тот факт, что согласно документации об аукционе одним из требований к участникам размещения заказа, являлось отсутствие судебного решения о признании участника размещения заказа банкротом.

Читайте также:  Перечень документов, которые нужны для оформления дарственной на квартиру, регистрацию и к нотариусу: список 2020 года

Кто может расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Право на односторонний отказ от исполнения госконтракта закреплено за заказчиком и поставщиком, исполнителем или подрядчиком по нему. Для того чтобы указанное право могло реализоваться, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  1. Возможность отказа от договора в одностороннем порядке должна быть прописана в тексте контракта.
  2. Основания для отказа от госконтракта в одностороннем порядке должны содержаться в Гражданском кодексе.

Для расторжения договора речь должна идти о существенных нарушениях, а ущерб от него должен превышать выгоду от продолжения исполнения контракта.

  1. Поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не подлежат устранению в приемлемые сроки.
  2. Неоднократный срыв сроков поставки.

Односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика. Часть 2. Уведомление поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

Уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является важной частью предписанной законом процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта. Соблюдение данной процедуры для заказчика также важно, как для поставщика важно четкое понимание, был он уведомлен надлежащим образом или нет, и какая дата считается датой надлежащего уведомления.

Необходимость соблюдения заказчиком данного этапа одностороннего отказа от исполнения контракта обусловлена в том числе предусмотренной административной ответственностью за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта: для должностных лиц это 50 000,00 рублей; для юридических лиц 200 000,00 рублей (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ). Кроме того, от даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта отсчитывается срок на вступление решения в силу (ч. 13 ст. 95 Закона о КС).

Поставщику нужно знать процедуру уведомление об одностороннем отказе потому что, во-первых, это дает ему однозначное понимания даты, с которой начинает течь десятидневный срок на устранение нарушений (ч. 14 ст. 95 Закона о КС), а, во-вторых, ненадлежащее уведомление об одностороннем отказе является основанием (хоть и не безусловным как показывает практика правоприменения) для отказа антимонопольным органом во включении сведений о поставщике в РНП и признании судом недействительной сделки по одностороннему отказу от исполнения контракта.

По традиции начну с того, «как это написано в законе».

Порядок уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентируется ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе. Согласно данной норме:

решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в ЕИС и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из содержания данной нормы при прямом ее толковании вытекает следующее. При одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик обязан осуществить следующие действия, направленные на уведомление Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, и в следующие сроки:

Разместить в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Направить Решение Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Направить Решение Поставщику телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Только совокупное выполнение ВСЕХ этих действий считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно закону. Я понимаю мотивы законодателя: максимально формализовать данную процедуру, чтобы лишить все стороны контракта возможности злоупотрблять своими правами. Для контрактной системы свойственен императивный метод правового регулирования (основан на предписанном обязывании и запрещении), одновременно, вопросы изменения и расторжения любого договора (в том числе и контракта) лежат в поле граждаского законодательства, которое предусматривает бОльшую свободу для сторон, а также активно оперирует понятием “злоупотребление правом”. Поэтому судебная система периодически выступает в роли некоего “уравновешивателя”, который призван найти баланс между императивными предписаниями закона и фактическими обстоятельствами, когда необходимо защитить и восстановить права добрсовестного участника правоотношений.

При применении данной нормы суды первоначально исходили из необходимости толковать ее прямо и без изъятий: есть 3 действия, предписанных законом, которые должны быть выполнены заказчиком, чтобы поставщик считался уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта; если хотя бы одно из них не выполнено – поставщик не считается уведомленным надлежащим образом.

Например, признавая законным решение антимонопольного органа об отказе во включении сведений о поставщике в РНП, суд поддержал позицию ФАС, указав, что для того, чтобы поставщик (исполнитель, подрядчик) считался уведомленным надлежащим образом об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, необходимо выполнение заказчиком одновременно всех вышеперечисленных действий, указанных в части 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов1; при этом отдельно отмечено, что согласно данным, размещенным на официальном сайте закупок – http://zakupki.gov.ru, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте с нарушением установленного частью 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов срока (Постановление АС Московского округа от 06.07.2017 года по делу № А40-209087/2016). Фактическое же уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта не устанавливалось вовсе.

С вышедшим Обзором судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, судебная практика перешла от формальной констатации факта нарушения порядка уведомления, к установлению степени влияния неисполнения заказчиком императива, установленного ч. 12 ст.95 Закона о контрактной системе, в каждом конкретном случае.

Согласно п. 16 вышеобозначенного Обзора судебной практики несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.

С данным выводом я согласна с учетом того, что он был сделан из обстоятельств, когда уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта было направлено по почте и в дальнейшем получено поставщиком; при этом, поставщик в последующем заявлял о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, как на основание для отмены решения антимонопольного органа о включении сведений о таком поставщике в РНП.

Мое профессиональное мнение таково: ссылки одной стороны на формальные нарушения, допущенные другой стороной, с целью избежать наступления негативных правовых последствий, не должны приниматься во внимание судебными и административными органами, если такие формальные нарушение не повлияли на фактическую возможность реализовывать сторонами свои права2.

Перефразируя формулировку высшей судебной инстанции, сформулирую первый вывод: само по себе невыполнение заказчиком формальных требований ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе не будет являться основанием для принятия антимонопольной службой и судом решения в пользу поставщика. Одновременно, формальное несоблюдение процедуры является основанием для привлечения должностного лица Заказчика к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Второй вывод: в случае, если ненадлежащее уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта лишило поставщика возможности исправить допущенные нарушения в предоставленный законом срок, то данное обстоятельство может послужить основанием для отказа во включении сведений о поставщике в РНП. Суды признали законным отказ антимонопольного органа во включении сведений о поставщике в РНП, поскольку Заказчик не направил в адрес общества заказным письмом с уведомлением о вручении решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а сведения об этом отказе были размещены на официальном сайте только после расторжения контракта – тем самым заказчик ограничил права общества на устранение нарушений условий контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении и на совершение действий по исполнению контракта (Постановление АС Московского округа по делу №А40-144936/2014 от 07.07.2015 года, поддержанное Определением ВС РФ от 30.10.2015 года).

Вывод третий: ненаправление поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта почтой с уведомлением о вручении не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении поставщика в случае, если уведомление было вручено лично и размещено в ЕИС.

Суды трех инстанций признали незаконным решение ФАС России, отказавшей во включении сведений в РНП участника на том основании, что заказчик не направил предпринимателю решение об одностороннем отказе от исполнения контракта почтой заказным письмом с уведомлением. Принимая судебные акты, суды руководствовались тем, что вручение уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта лично и размещение Решения в ЕИС является надлежащим уведомлением Поставщика, даже при несоблюдении Заказчиком формального требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе о направлении Решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением (Постановление АС Московского округа по делу № А40-257627/2018 от 22.08.2019 года).

Вывод четвертый: недоказанность факта реального уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта может является основанием для признания одностороннего отказа от исполнения контракта недействительным; сам по себе факт направления уведомления почтой и размещения решения в ЕИС не является безусловным доказательством надлежащего уведомления.

При рассмотрении дела по иску о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта было установлено, что заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, кроме того направил в адрес поставщика уведомление, однако уведомление не было направлено посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Соблюдение установленной процедуры принятия решения о расторжении контракта, в том числе уведомления об этом поставщика является обязательным условием признания заключенного контракта расторгнутым; кроме того, судами было принято во внимание, что почтовое отправление, направленное заказчиком в адрес подрядчика посредством почтовой службы 16.07.2018, согласно информации, содержащейся на официальном сайте Почты России поставщиком лишь 07.09.2018 года после принятия антимонопольным органом решения о включении сведений о поставщике в РНП. Суд также указал, что жесткая регламентация правил расторжения государственного контракта обусловлена необходимостью заказчика отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при наличии оснований, предусмотренных ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, в случае, если с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении будет устранено нарушение условий контракта. Но для реализации положений названной нормы заказчик должен быть уверен в том, что уведомление о расторжении контракта получено поставщиком (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.04.2019 года А56-107037/2018, Определение ВС РФ от 06.08.2019 года по этому же делу).

Читайте также:  Введите адрес на сайте службы и узнаете код - Заполнение декларации 3-НДФЛ онлайн

В заключении я хотела бы хотела отдельно коротко затронуть вопрос определения даты, когда поставщик считается уведомленным о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системы датой надлежащего уведомления поставщика признается:

  1. дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления
  2. дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.
  3. дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС при невозможности получения указанных в пп. 1 и 2 подтверждения либо информации.

И казалось бы все понятно и никаких сложностей возникать не должно. Но на практике они есть. Для начала я предлагаю разобраться, что есть дата надлежащего уведомления поставщика об обностороннем отказе и почему она так важна.

Значение для Заказчика

Значение для Поставщика

Начало течения десятидневного срока, по истечение которого решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе)

Начало течения десятидневного срока на исправление допущенных нарушений контракта, ставших основанием для одностороннего отказа от его исполнения (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе)

Самая большая сложность заключается в том, что в “сознаниях” постащика и заказчика дата надлежащего уведомления – это не всегда одно и тоже число и месяц. Например, если заказчик полагает, что дата надлежащего уведомления это 10 марта такого-то года, а поставщик считает, что дата надлежащего уведомления 21 марта этого же года, получается, что заказчик не может принять исполнение по расторгунтому контракту, которое поставщик готов предоставить в рамках десятидневного срока на устранение нарушений.

Недостаточно определенная формулировка закона еще больше усложняет дело. Что есть “дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику уведомления”. Дата, когда ему физически поступило “бамажное” уведомление о вручении его письма поставщику или дата фактического получения увеомления поставщиком, которую заказчик узнал на сайте Почты России?

А как понимать “дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте”? В этом смысле дата, когда заказчик получил с сайта ФНС России выписку по своему поставщику, из которой следует, что поставщик сменил юридический адрес и теперь он больше не находится по адресу, указанному в контракте, формально является датой, когда заказчиком получена информация об отсутствии поставщика по адресу, указанному в контракте.

У меня в практике сложность возникала дважды и в обоих случаях дата уведомления в реальности заказчика была гораздо раньше, чем дата, которая существовала в реальности поставщика (которую, естественно, формировала я). И в обоих же случаях Заказчик отказался принимать исполнения ссылаясь на истечение десятидневного срока на устранение нарушений контракта и вступление решения в силу.

В одном случае мне удалось отстоять права клиента в антимонопольной службе, а в другом пришлось идти в суд (там тоже все закончилось в пользу клиента).

Мне важно знать ваше мнение: нужно отдельно затрагивать тему определения даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе?

1 Контракт, из которого вытекал разрешаемый спор, был заключен 20.04.2011 года в период действия Закона о размещении заказов от 21.07.2005 года № 94-ФЗ. Поскольку нормы ч. 4 ст. ст. 19.2 Закона о размещении заказов и ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе по своему содержанию совпадают, я считаю корректным ссылку на данную судебную практику с учетом того, что дело рассматривалось судами в 2017 году.

2 Несмотря на то, что у меня есть объективно существующие сформировавшиеся убеждения, в отдельных ситуациях я ими поступаюсь, если этого требуют интересы моего клиента и это не является нарушением закона.

Только совокупное выполнение ВСЕХ этих действий считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно закону. Я понимаю мотивы законодателя: максимально формализовать данную процедуру, чтобы лишить все стороны контракта возможности злоупотрблять своими правами. Для контрактной системы свойственен императивный метод правового регулирования (основан на предписанном обязывании и запрещении), одновременно, вопросы изменения и расторжения любого договора (в том числе и контракта) лежат в поле граждаского законодательства, которое предусматривает бОльшую свободу для сторон, а также активно оперирует понятием “злоупотребление правом”. Поэтому судебная система периодически выступает в роли некоего “уравновешивателя”, который призван найти баланс между императивными предписаниями закона и фактическими обстоятельствами, когда необходимо защитить и восстановить права добрсовестного участника правоотношений.

Документ

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора»

  • предусмотренных законом;
  • предусмотренных самим договором.

В каких ситуациях можно расторгнуть договор по согласию сторон

Победитель закупки не может выполнить договор по причинам, которые от него не зависят:

  • завод больше не выпускает нужную продукцию;
  • срок поставки продукции закончился, а госзаказчик не выбрал весь товар по спецификации и т.д.

Компания «Глобус» победила в аукционе и подписала договор на сумму 30 894,25 рублей на поставку сахара. Срок поставки товара закончился, а госзаказчик выбрал не весь товар. Стороны решили мирно расторгнуть договор без претензий. Заказчик оплатил тот объем продукта, который фактически принял от поставщика.

Заказчику больше не нужен товар или услуга

При этом исполнитель не имеет претензий к заказчику.

Например, закончился отопительный сезон, а заказчик не потратил планируемое количество тепла.

Островский психоневрологический интернат закупил у единственного поставщика МУП «Тепловик» коммунальные услуги на сумму 761 510,00 рублей. После окончания отопительного сезона заказчик использовал не весь объем продукта, который был указан в контракте. Стороны решили расторгнуть контракт. Госзаказчик заплатил поставщику за то количество тепла, которое потратил.

Еще пример, когда госзаказчику стал не нужен весь товар.

Заказчик провел электронный аукцион на поставку овощей, фруктов и зелени в рамках государственного оборонного заказа на сумму 772 618,29 рублей. Победитель аукциона — компания “Стройпродцентр” должна была поставлять товар по заявкам заказчика. Госорганизация ни разу не прислала заявку на поставку в связи с ненадобностью продуктов. Стороны мирно договорились и расторгли контракт.

Поставщику мешает выполнить госконтракт форс-мажор: стихийное бедствие, войны, забастовки, эпидемии и другие.

Например, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала пандемию коронавирусной инфекции (COVID-19) обстоятельством непреодолимой силы и отметила, что ФАС должна учитывать этот факт, когда будет рассматривать жалобы на госзакупки, дела об административном правонарушении и принимать решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

У сторон появилась возможность увеличить срок поставки товара и оказания услуг без штрафов и уменьшить сумму госконтракта, если исполнять его мешает пандемия.

Детский сад №113 провел аукцион на поставку хлеба. Контракт заключили с компанией «Череповецкий хлебокомбинат» на сумму 90 833,90 рублей. Количество товара, указанного в госконтракте уменьшили в связи с пандемией. Стороны расторгли договор по согласию сторон и согласовали окончательную цену контракта за поставленный товар.

Исполнитель нарушил существенные условия

Основания для одностороннего отказа

Расторгать контракт в одностороннем порядке можно только при существенном нарушении условий договора другой стороной. Об этом сказано в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса.

Заказчик может пойти на одностороннее расторжение контракта, если поставщик (подрядчик):

  • указал неверные сведения о себе или товаре;
  • поставил некачественный товар или товар, который не отвечает оговоренным в контракте характеристикам;
  • нарушает сроки поставки товаров;
  • не приступает к работам или выполняет их слишком медленно (например, не успеет закончить ремонт школы к началу учебного года).

ВНИМАНИЕ. Сведения о поставщике, с которым контракт был расторгнут по инициативе заказчика, включат в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Помимо этого заказчик потребует от поставщика возместить понесенный ущерб.

Для поставщика (подрядчика) существенными нарушениями условий контракта со стороны заказчика будут:

  • необоснованный отказ в приеме товаров (работ, услуг);
  • отказ в выплате аванса или оплате всего контракта.

ВНИМАНИЕ. Поставщикам не следует расторгать госконтракт по своей инициативе только лишь из-за того, что его условия стали невыгодными. Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть. Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, то шансов выиграть суд у него практически не будет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

ВНИМАНИЕ. Сведения о поставщике, с которым контракт был расторгнут по инициативе заказчика, включат в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Помимо этого заказчик потребует от поставщика возместить понесенный ущерб.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

В последнее время ко мне уже неоднократно обращались за разъяснением по такому вопросу, как вправе ли заказчик по государственному контракту расторгнуть контракт в одностороннем порядке, в случае внесения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по другому контракту, и внесением в реестр уже после заключения расторгаемого контракта.

Более того, есть случаи, когда заказчик ссылается на то, что аудиторы Счетной палаты требуют расторжения контракта.

В настоящей статье я приведу свои мысли по данному вопросу.

Итак, представим ситуацию: заключено два государственных или муниципальных контракта (для простоты изложения дальше будем называть такие контракты государственными), например, на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд.

В силу различных обстоятельств подрядчик не смог надлежащим образом выполнить обязательства по одному из контрактов (далее – контракт 1), в результате чего контракт был расторгнут по решению суда или по причине одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком (п. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…». Как данная ситуация может повлиять на контракт 2?

Очевидно, что информация о соответствующем подрядчике включается в реестр недобросовестных подрядчиков.

Как известно, п. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» устанавливает обязанность заказчика отказаться от исполнения контракта, если в ходе его исполнения установлено, что подрядчик не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.

Данное положение закона и вызывает, с одной стороны, опасения некоторых подрядчиков попавших в реестр недобросовестных поставщиков что контракт 2 будет расторгнут, и, с другой стороны, желание (или страх нарушить закон) заказчика расторгнуть второй контракт.

Что делать если вы попали в реестр недобросовестных поставщиков мы расскажем в последующих статьях.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-фз

  • Бюджетное законодательство
  • Международные акты
  • ООС ЕИС ЭлБюджет
  • Письма разъяснения ФАС МЭР МинФин ФК
  • Постановление правительства РФ
  • Приказы МинПромТорг
  • Приказы МинФин и ФК
  • Приказы МЭР
  • Приказы ТПП
  • Приказы ФАС
  • Распоряжения Правительства РФ
  • Федеральные законы
  • Иные документы

Антикризисное предложение до 09 сентября

В каждой ситуации необходимо руководствоваться конкретными инструкциями к действию. В нашем материале они будут описаны. Также мы подробно рассмотрим примеры из судебной практики подобных дел.

Добавить комментарий